Информационный центр Мивия «Я и Другие»

Концепция проекта «Музей инвалидности»

ВНИМАНИЕ! НАЗВАНИЕ ПИЛОТНОЕ!

Вступительное слово

Концепция проекта «Музей инвалидности» появилась после проведенного опроса среди специалистов сферы туризма и отдыха, сферы обслуживания, музейных работников, архитекторов и других сфер в Республике Беларусь. Кроме этого, отсутствие доступной информации в понятной форме тормозит принятие людей с инвалидностью в современное общество, так как именно через детей – следующее поколение – возможно решить задачи равных прав и условий для всех.

Решение о создании «Музея инвалидности» в Беларуси было принято после прохождения обучения и посещения тренингов в Германии, Голландии, России, Латвии и других странах. Как показал опыт, там информация о том, как воспринимается окружающий нас мир людьми с разными формами инвалидности не просто доступно, но и имеет занимательные формы, такие как ресторан в темноте, музей в темноте, общедоступные информационные центры, разнообразные общественные организации широкого профиля (не семейного формата как в Беларуси). Данный проект принимал участие в мероприятии Хакатон при поддержке ПРООН и был отмечен дипломом. Стоит отметить, что для Беларуси данный проект является уникальным.

Проблема, которую решает проект

Как показали проведенные исследования участниками программы Мивия (программа, направленная на развитие  инклюзивных проектов, подробнее на сайте mivia.by), самой большой сложностью является отсутствие опыта в коммуникации с людьми с инвалидностью. Самым распространенным стереотипом, оставшимся нам в наследство от предыдущих поколений, мысль о том, что у нас нет людей с инвалидностью, точнее сказать, их очень мало и они ничем не интересуются. Это провоцирует нас не учитывать интересы данной группы населения в проектах, идеях, мероприятиях.

Соответственно, если не учитывать потребности и интересы данной группы населения, мы сами себя ограничиваем в общении с ними. Таким образом, встретившись с человеком с инвалидностью, появляется страх неправильного поведения, наличие стресса, что ведет к угрызениям совести, собственной некомпетентности. А это первый шаг к тому, чтобы окончательно избегать подобных контактов.

Избегаем мы ситуаций, которые заведомо создают ситуацию неудачи. Мы боимся того, что нам непонятно. Если создать оптимальные условия для понимания мира людей с инвалидностью, это может оказать положительное влияние на формирование толерантного отношения и нового восприятия людей с инвалидностью в современном обществе.

Научный подход к обоснованию концепции «Музея инвалидности»

Для того, чтобы максимально полно, доступно и достоверно показать  мир людей с разными формами инвалидности было проведено ряд исследований и экспериментов.

  1. Проведены консультации с сотрудниками СОШ № 188 для учащихся с нарушением зрения с целью понимания методики адаптации незрячих и слабовидящих.
  2. Проведены консультации с представителями международной благотворительной организации «Дети.Аутизм.Родители.» с целью определения особенностей детей с аутизмом.
  3. Прохождение стажировки в Голландии с целью посещения доступных объектов, в том числе музея в темноте, ресторана в темноте, доступных объектов туризма и отдыха.
  4. Проведение опроса среди экскурсоводов и гидов – переводчиков с целью подтверждения гипотезы о том, что недостаток информации об инвалидности вызывает страх, стресс и отказ от обслуживания данной групп.
  5.  Создание эскизного проекта экспозиционной зоны «Музея инвалидности» с продумыванием функциональных зон и наполнения.
  6. Реализация отдельных концепции при разработке выставки «Искусство на кончиках пальцев» в Национальном художественном музее и выставки Натальи Кравченко – незрячего фотографа в выставочном пространстве «Цех».
  7. Разработана программа подготовки экскурсоводов и гидов – переводчиков «Дифференцированный подход в экскурсионном обслуживании», разработан тренинг «Познай клиента с инвалилдностью».

Целевая аудитория

Данный проект рассчитан на широкую публику, но можно выделить и первичную аудиторию, для которой это будет незаменимый опыт, а именно:

- дети в возрасте от 7 до 15 лет с родителями или учителями;

- студенты архитектурных факультетов, факультетов дизайна;

- студенты – реабилитологи и тифлопедагоги;

- специалисты сфер обслуживания, туризма и отдыха;

- менеджеры, специалисты по персоналу, которым предстоит работать с людьми с инвалидностью и т.д.

Функциональные зоны

В современном обществе уже не берут за основу медицинскую концепцию определения инвалидности, хотя исторически она достаточно популярна. Большее распространение получила концепция функциональных ограничений. Например, есть разные виды ограничения по зрению, слуху (т.е. сенсорные ограничения), ментальные ограничения и ограничения, связанные с опорно – двигательным аппаратом. Но это не означает, что данные виды ограничений приводят к тому, что человек не может участвовать в жизни современного общества. Профессиональнее будет заменить словосочетание «ограниченные возможности» на формулировку «особые потребности». Именно на данной философии основывается концепция вычленения функциональных зон.

Первая зона – «Незрячие и слабовидящие».

Вторая зона – «Глухонемые и слабослышащие».

Третья зона – «Люди с нарушением опорно – двигательного аппарата».

Четвертая зона – «Люди  с аутизмом».  Задача — подчеркнуть, что аутизм не является инвалидностью!

Комментарии запрещены.